Марина Сушкова
Сообщения : 1 Дата регистрации : 2013-09-03 Возраст : 65 Откуда : г. Мичуринск, Тамбовская область
| Тема: Значение подвижной игры в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста Вт Сен 03, 2013 8:47 pm | |
| В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности. Благодаря игре личность ребенка совершенствуется: 1. Развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личностные (происходит соподчинение мотивов). 2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа – партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника. 3. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные делания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения. 4. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.
Для социального развития личности ребенка в реальном сотрудничестве главной целью будет являться формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к сверстниками. Для успешной реализации цели необходимо решать следующие задачи: 1. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении. 2. Развивать коммуникативные способности. 3. Воспитывать привычку проявлять доброжелательность к окружающим, готовность к взаимопомощи и сочувствию, стремление общаться друг с другом. 4. Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности.
Исходя из этой цели и задач, мною и были подобраны подвижные игры с высоким и низким уровнем двигательной активности, адресованные детям старшего дошкольного возраста. Их основное содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что использование подвижных игр в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения будет иметь положительное значение в социально-нравственном и эмоционально-личностном развитии дошкольников. Организуя проведение подвижных игр с высоким и низким уровнем двигательной активности, педагог может достичь следующих целей: 1. Помочь детям ощутить единение с другими. 2. Показать детям, что значит уважение. 3. Развить в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим. 4. Развить в детях чувство юмора. 5. Помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера.
Основная цель игр – отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило – общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д. в каждую игру введет язык «условных сигналов» - физические контакты, с помощью которых участники общаются без предметных атрибутов. Какова же роль педагога? Он играет вместе с детьми, показывает образцы игровых действий, время от времени комментирует происходящее, направляет внимание. В игру приглашает только желающих. Если кто-то отказывает, не настаивает, но стремится ненавязчиво заинтересовать общей игрой. После ознакомления детей с содержанием игр и их практического использования в указанной последовательности, как педагог, так и сами дошкольники могут самостоятельно использовать их в своей деятельности.
| |
|