МБДОУ МО г. Краснодар « Детский сад №123»
Краснодар 2014
Тренинг для детей 3-4 лет
Методическая разработка. Автор С.М.Гетменец. Краснодар 20014г.
Психологический тренинг который я разработала является игровым занятием для детей младшего дошкольного возраста.
Тренинг предназначен для работы сдетьми 3-4 лет, воспитывающихся в условиях ДОУ. Предложеная мною методическая разработка может помочь педагогам младших дошкольных групп, как в период адаптации детей к детскому саду, так и в проведении непосредственно образовательной деятельности, а. т ж в формировании доброжелательного отношения детей к сверстникам.
Пояснительная записка
Общение имеет огромное значение на формирования личности ребёнка. Через общение ребёнок преобретает все свои позновательные способности и качества, а значит через активное общение с различными личностями он сам становится личностью. Многие педагоги и психологи исследование общение ставят на центральное место: Ж.Пиаже, В.В.Репкин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.И.Божевич и т.д. Это можно объяснить тем, что общение имеет огромное значение не только в обучении детей, но и для всей их последующей жизни. Проблема изучения общения, его особенности в младшем дошкольном возрасте и разработка рекомендаций по его корекции
является актуальной на современном этапе образования , это и обуславливает выбор данного тренинга по кррекции общения у детей младшего дошкольного возраста.
Коррекция общения состоит из :игр и упражнений
Проведение игр и упражнений, являющихся подготовкой к сотрудничеству
Цель: включение детей в ситуацию межличностного взаимодействия.
Задачи: развитие у детей навыков эффективного бщения, личностного поведения, речевого и не речевого общения, положительного эмоционального отношения к окружающим, осознание и отреагирование негативных эмоций.Научить детей физическому и эмоциональному раскрепощению.
ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ
Данный тренинг направлен на развитие навыков позитивного общения у детей младщего дошкольного возраста.
Игравое занятие проводится в групповой комнате , где достаточно места для передвижения, где находятся различные предметы и игрушки.Ограничения активности детей минимальны: не покидать пределы групповой комнаты и не выносить предметы из неё. При проведении тренинга дети попадали в новую ситуацию, где никто не пугает, не оценивает, им ничто не запрещается, предоставляется свобода выбора, т.е.они попадали в ситуацию,в которой не действуют старые нормы, где дети должны вести себя так, как хочется другим.Дети должны чувствовать себя в полной безопасности, у них должна возникнуть потребность раскрытия.
Конспект занятия
«Мы хотим общаться!!!»
Цели:
• создать благоприятные условия для работы тренинговой группы,
• вызвать у детей желание общаться, быть активными;
• ознакомить с правилами взаимодействия во время тренинга: разогреть группу, снять общее и мышечное напряжение;
• поднять эмоциональный тонус.
Оборудование:
различные предметы и игрушки в гпупповой комнате
мягкие игрушки (медвежат)
картинка с изображением котёнка, медвежат, карандаши
сундучёк с лабиринтами
аудио записи детских песенок Железновых
аудио записи сказки: «Два жадных медвежёнка»
Ход занятия:
Ритуал приветствия:
Дети сидят в кругу. Воспитатель включает детям аудио запись сказки
«Два жадных медвежёнка» После чего раздаётся стук в дверь ,воспитатель обращается к детям: послушайте кто-то стучит. Вы знаете кто это? ( ответы детей) .Хотите узнать , тогда давайте посмотрим. Воспитатель открывает дверь, и дети видят двух игрушечных мпедвежат".Дети здороваются с медвежатами , а воспитатель говорит посмотрите ребята на улице такая чудесная погода, а медвежата очень грустные, что же у них случилось? Воспитатель подносит медвежат к уху детей и говорит , ребята вы слышите что говорят медвежата, а они говорят вот что : они поссорились, потому что не понимают друг друга, а всё потому что не умеют общаться. Давайте ребята научим медвежат общению .
Медвежата, а вы хотите с нами поиграть (Медвежата согдлашаются), а перед тем как мы начнём играть, мы покажем медвежатам нашу любимую группу.
Далее ведущий сообщает правила взаимодействия:
имеешь право делать то, что хочешь, при этом не мешая другим;
имеешь право брать предметы, которые есть в комнате;
не разрешается выносить предметы за пределы комнаты;
обязан оставаться в комнате, пока не закончится занятие
Детям предлагается освоить пространство комнаты: молча разойтись, осмотреть комнату, а затем собраться в круг.
Игра « Назови себя, как хочешь»
Воспитатель предлогает детям произнести свое имя так, как ему хотелось бы, чтобы его называли. Остальные хором повторяют имя с той же интонацией, какую использовал автор. Далее дети говорят друг другу одну из фраз традиционного приветствия: "Приятно с тобой общаться" и т. д.
Игра-Упражнение:
«Сделай как я». Дети выстраиваются в шеренгу. Ведущий выполняет несложные упражнения, которые остальные участники пытаются в точности воспроизвести. Попеременно каждый ребенок выступает сам в роли "задающего движение".
Игра-: имитация
«Брыкание». Ведущий говорит: медвежата ещё очень маленькие и если они чем-то недовольны они делают вот так: лежаться на спину, поднимают лапы в верх ,брыкаются, и при этом кричат. Давайте сейчас превратимся в капризных медвежат.
Пантомимическая Психогимнастика- упражнение "Котенок спит "
Ведущий предлогает посмотреть на картинку с изображением котёнка. Дети рапссматривают картинку, а воспитатель рассказывает о повадках животного, после чего детям предлогает поиграть в игру: "Котенок спит " Воспитатель рассказывает инструкцию к игре с одновременным показом действий.
Ход игры( дети повторяют)
У котенка прекрасное настроение,он улыбается , мяукает,мурлычет, дружно и весело играет с другими котятами. Хороший котенок и другие котята тоже хорошие.Котёнок устал и решил отдохнуть, котенок удобно ложится на ковре и засыпает. У него поднимается и опускается животик: вдох - выдох. Приятно чувствовать свое дыхание, спокойное и ровное. Котенок отдохнул, он слышит, как за окном кричат ребята, лает собака, котенок потянулся, выгнул спину и встал".
Игра-загадка «Отгадайка»
Педагогвместе с детьми садится в круг и передлагает детям угодать загадки про животных.
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц).
Н. Летошко
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее...
(Лиса)
После того как дети отгадали загадки, воспитатель предлогает детям поиграть в муз. игру « Зайцы и лиса» ( Железновых) объясняя инструкцию к игре с одновременным показом движений .Затем дети выбирают с помощью считалочки лису, а все остальные дети зайцы. Под музыку дети играют в игру.
Музыкальная игра « Зайцы и лиса» ( Железновы)
Воспитатель : ребята посмотрите, а медвежата больше не ругаются и всем нам улыбаются.Потому что они поняли , если ругаться , а ещё и не общаться , это очень плохо. Ведь когда не скем пообщаться , мы чувствуем себя одиноко. А чтобы не быть одиноким , нужно просто уметь общаться. Ребята за то что Вы такие умные, добрые, общительные, медвежата приготовили для вас сюрприз . Медвежата потирая лапой голову произносят :
« Ой,ой,ой», воспитатель спрашивает у медвежат что случилось, они говорят ,что забыли в лесу сюрприз под елкой, а под какой не помнят .Ну это небеда, ведь у меня есть волшебный сундучёк который нам поможет говорит воспитатель и произносит волшебные слова( зараннеее приготовленный сундучёк внутри которго лабиринты и корандаши для детей) открывает сундучёк , достаёт от туда лабринты по кол-ву детей и предлогает отыскать сюрпртиз в лесу.
После того как все дети справились с заданием медвежата раздают детям сюрприз( карандаши) и прощаются с ребятами.
Рисование на тему «Раскрась картинку»
Воспитатель раздаёт картинки с изображением медвежат , которые общаются и просит детей раскрасить их.
Ритуал прощания
Дети вместе с воспитателем благодарят друг друга за совместную игру, кратко обсуждают вопросы , кому какая игра понравилась больше всего, высказывают своё мнение
Домашнее задание для родителей
1. Расскажите ребенку, что каждый человек,должен уметь общаться.
Попросите, его прознёс слово «пожалуйста», с разной иннтонацией голоса.
2.Загадайте ребёнку загадки про животных( лису. Зайца)
3.Прочтите ребёнку сказку «Два жадных медвежёнка».
4. Поиграйте с ребёнком в музыкальную игру ( Железновых) « Зайцы и лиса»
5. Рассмотрите рисунок сизображением медвежат , который ребёнок раскрасил в детском саду и попросите рассказать о нём.